КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ




"Значение игры в развитии ребёнка"











Подвижные игры и спортивные упражнения относятся к тем видам игровой деятельности детей, в которых ярко выражена роль движений.
   В процессе организации подвижных и элементов спортивных игр с детьми дошкольного возраста возникают уникальные возможности для комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, но подвижные игры в силу своей специфики являются, прежде всего, эффективным средством укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Благотворно воздействуют на детей игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанными с длительным и односторонним силовым напряжением, особенно статическим.
   Подвижные и спортивные игры имеют строгие и четкие правила, что способствует упорядочению взаимодействия участников и устраняет излишнее возбуждение. При систематическом проведении подвижных и спортивных игр у детей закрепляются и совершенствуются приобретённые двигательные умения и навыки, которые облегчают в дальнейшем более углубленное изучение техники сложно координированных движений и выполнение их в нестандартных условиях. Кроме того, подвижные и спортивные игры способствуют воспитанию двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно эти физические качества развиваются в комплексе. Ограничение действий правилами, принятыми в подвижной игре, при одновременном увлечении игрой отлично дисциплинирует детей. Наряду с этим им приходится исполнять роли водящего, организатора игры, что развивает организаторские навыки.
   В подвижных играх создаются благоприятные условия для проявления творчества, выдумки, фантазии. Необходимо поощрять игровое творчество детей, нацеливая их на создание вариантов игр путём введения новых двигательных действий, изменения правил.
   Подвижные игры по своему содержанию чрезвычайно многообразны, для детей разного возраста различаются по сложности движений, по содержанию сюжета, по количеству правил и ролей, по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.
   Подвижные и спортивные игры группируются по их двигательному содержанию: игры с бегом, с метанием, с прыжками, с ходьбой.
   Таким образом, знание подвижных игр соблюдение правил, проявление интереса к ним помогает формированию двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
   Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для организации подвижных и спортивных игр, качественного выполнения основных движений и соблюдении правил в играх.
   С целью расширения знаний о физической культуре и спорте, формирования у воспитанников потребности в двигательной активности используются разнообразные виды детской деятельности: познавательная, речевая, изобразительная, игровая, наглядно-агитационная. Проведение подвижных и спортивных игр, экскурсий, игровых ситуаций, дидактических, развивающих игр, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала, решение проблемных ситуаций, изготовление коллажей, составление сказок, рассказов - основные формы работы с детьми.
   Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть необходимость, соблюдения правил в играх, формировать интерес к спорту используются произведения художественной литературы: В. Г. Гавриш, Н. Ф. Осипов - "Теремок", "Важный гость", "Мастер на все ноги", чтение стихотворений, отгадывание загадок о спорте, разгадывание ребусов. С детьми необходимо придумывать сказки, рассказы, использовать модели о спорте. Для воспитания у детей желания самостоятельно организовывать подвижные игры, игры-соревнования можно подобрать картотеки стихотворений, загадок, ребусов, пальчиковых игр, физкультминуток. Их восприятие вызывает эмоционально-положительную реакцию у детей; динамика, ритм и непосредственность коротких стихотворений способствуют повышению интереса к движениям.
   Чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний о спортивных и подвижных играх надо осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через игровую деятельность и в частности, через игровые упражнения, дидактические и развивающие игры. Преимущество игр, по сравнению с занятиями состоит в следующем:
- каждый ребенок максимально активен;
-имеется возможность проявлять творчество в двигательной деятельности;
- поддерживание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.
Игры дают возможность:
- познакомить детей с разными видами спортивных игр и упражнений;
- закрепить технику выполнения упражнений;
-закреплять правила и двигательные умения в спортивных и подвижных играх.
   При этом активно развивается, тренируется внимание, логическое мышление. В дидактических играх "Обозначь символом вид спорта", "Найди символы, обозначающие вид спорта!" закрепляются знания о разных видах спорта. Во время проведения игр "Что сначала, что потом", "Узнай подвижную игру" формируются знания о технике выполнения упражнений, закрепляются знания правил в подвижных играх. Дети очень любят развлечения, игры-соревнования, игры-путешествия, требующие от них двигательных умений, ловкости, сноровки. Применение атрибутов, наглядных средств (иллюстраций, моделей, коллажей, поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых вызывает у детей эмоциональный подъём, уверенности в себе.

"Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них серьёзная форма воспитания"
Н. К. Крупская.

Сведения
об образовательной организации